В контексте устойчивого развития

Главное направление развития промышленности предопределено. Мир неуклонно движется в сторону экологизации производства, все более актуальным становится понятие «зеленая экономика».

1712-3

Сергей Алексеев,
член президиума Российского национального комитета содействия Программе ООН по окружающей среде

В июне 2012 года пройдет саммит «РИО+20», одной из основных тем которого объявлена «Зеленая» экономика в контексте устойчивого развития». Вероятнее всего, мировой общественностью будет принята новая парадигма развития, которая обяжет многие страны заниматься экологизацией своей промышленности.

Что такое экологизация промышленности? С одной стороны – это дополнительная нагрузка на бизнес, с другой – это способ сэкономить деньги. Экологизация предусматривает экономию энергоресурсов, уменьшение издержек, сокращение рабочих мест, не требующих высокой квалификации, и глубокую модернизацию всех сфер производства. Тесная взаимосвязь социальных и экологических вопросов признана в большинстве стран, а с недавних пор учитывается и российским бизнесом.

Классический пример вынужденного внимания к социальным вопросам – попытка модернизации в компании «Норильский никель». Для уменьшения экологических рисков был разработан проект по закрытию двух заводов с перенесением основного производства в Скандинавию. Именно такие планы считались перспективными еще пять лет назад, но сегодня от них отказались. Вы спросите, почему? Данный проект предусматривал сокращение рабочих мест вдвое, около 50 тысяч людей осталось бы без работы. Если бы проект осуществился, сокращенные работники искали бы другую работу, а, возможно, и другое место жительство различными способами, в том числе, и с помощью компании.

Пример из норвежских законов. Там социальная ответственность и экология идут бок о бок. Из наилучших доступных технологий выбирается не та, которая лучше, а та, которая предприятию по карману. То есть, представители властей и предприятия договариваются о том, какую технологию предприятие должно поставить, чтобы не разориться, чтобы люди не оказались на улице.

Не всегда доступные технологии являются наилучшими с позиции социальных проблем.

Регламент недоступен

Переход на другие технологи с наскока не сделаешь. Не надо строить иллюзий в отношении наилучших доступных технологий, речь идет о большой работе. В Европе существует 33 официальных справочника по наилучшим доступным технологиям, и над каждым справочником работают около 100 человек в течении 1,5-2 лет. А актуальность такого справочника – не более 5-7 лет. Если на разработке справочников экономить, то мы получим не справочник по доступным технологиям, а видимость справочников.

Предстоит очень долгая работа и по созданию технологических регламентов. А если учесть не слишком оперативную процедуру согласования документов, то следует сразу настроиться на серьезную и длительную работу.

 Ситуация осложняется еще одним обстоятельством – соответствующие ГОСТы в этом году потеряли юридическую силу. Вместо них должны работать те технологические регламенты, которые имеют статус федерального закона. Каждый такой регламент должен пройти процедуру утверждения в Думе, но далеко не все еще утверждены. И, уверен, ввод их в действие произойдет не завтра, процесс утверждения – очень непростая работа. Тем не менее, в ряде отраслей производственники решают экологические проблемы, не дожидаясь соответствующих регламентов.

Теплее, еще теплее

Нельзя не отметить успешную экологизацию таких секторов как нефтепроизводство и нефтедобыча. Там внедрены весьма интересные системы энергосбережения. Вложенные деньги окупились в течении 1,5-2, в особых случаях – в течение 3-х лет. Как видите, при разумном подходе, вложения в экологизацию являются выгодными инвестициями в будущие рентабельные предприятия.

На предприятиях с изношенным основным фондом, экологизация должна начинаться с простой вещи – энерго- и теплоаудита силами своих предприятий. Проще говоря, надо поставить теплосберегающие окна и двери, так как большинство российских предприятий находится в северных широтах. Разговоры о потерях тепла и энергии через теплопроводящие конструкции – не пустые. Это реальные деньги, причем, очень большие. Особенно актуальны работы по теплоизоляции зданий в условиях многократного повышения тарифов на электроэнергию, на тепло.

 Динамика изменения тарифов доходит до абсурда. Случается, что потребитель электроэнергии узнает, по какому он будет платить тарифу, через десять дней после окончания отчетного периода. Нонсенс. И всегда страдает потребитель, а отнюдь не энергогенерирующие компании. Документы, которые регламентировали неравные отношения на рынке электроэнергии, были приняты еще на исходе РАО ЕС и позволяли многим электросетевым компаниям чувствовать себя вольготно. Только вмешательство Главы Правительства навело относительный порядок в тарифообразовании. Посмотрим, как новые законы будут внедряться в жизнь.

К слову, Президент и премьер уделяют большое внимание экологии, однако благие инициативы редко доходят до реальных дел. Подавляющее число поручений Президента, как этого года, так и прошлого года, не выполнено. Впрочем, есть примеры объективных причин невыполнения Поручений. Например, Поручение по созданию экологического фонда. В Министерстве нет ясного понимания структуры фонда, и непонятно, как его создавать. Прежняя форма фонда не вписывается в существующие структуры.

Федеральный Экологический Фонд РФ – Государственная внебюджетная организация, консолидированная в бюджет, – успешно работал около 10 лет и был всем понятен. Схема простая – вы нам дадите все, а мы вам столько, сколько вам надо. На самом деле давали столько, сколько у них оставалось, а чаще всего про экологию просто забывали.

Сегодня тоже не надо строить иллюзий в отношении платежей за негативное воздействие, которые поступают в бюджет. Главы субъектов федераций и Минфина имеют массу проблем помимо экологии, например, таких как зарплата бюджетников и тому подобных расходов. Понятно, что выполнение такого поручения вызывает массу нареканий, в том числе, и Минфина.

 Источникам экологического фонда объявлена плата за негативное воздействие. Насчет величины платы до сих пор нет единого мнения. Часто называют цифру – пятикратное увеличение штрафов. Хорошая цифра. Господин Трутнев высказал более жесткое пожелание – в 100 раз увеличить штрафы за нормативные выбросы. Для многих предприятий такие штрафы фактически означают закрытие производства.

Будет как в Китае

Не секрет, что для многих предприятий экологические вопросы являются обременительными. Однако очень скоро это «бремя» станет насущной необходимостью. Как вы помните, Россия вступает в ВТО. Посмотрим, как изменилось отношение к экологии в странах, вступивших в ВТО 10 лет назад, например, в Китае.

Экологическая ситуация в Китае была намного хуже, чем в России, средства на экологию практически не выделялись. Сегодня экология в бюджете Китая стала второй статьей расходов. Расходы увеличены не многократно, а на порядок, в том числе, и с оглядкой на ВТО, хотя слово «экология» в базовых документах ВТО отсутствует.

Еще один пример. Норвежские пенсионные фонды, одни из самых богатых в мире, не вкладывают в акции «Норильского никеля», потому что считают, что предприятие не отвечает принципам зеленого роста.

Обязательства России в сфере экологизации промышленности прояснятся уже в июне 2012 года на «РИО+20», когда российскому руководству придется либо подписываться за экологическими декларациями, либо заявить, что Россия не будет заниматься экологизацией производства.

ФЗ – в отход!

Отходы – особо болезненная тема для производственников. ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г., который сегодня действует, безнадежно устарел. Из текста Закона не во всех случаях можно однозначно определить, сколько стоят отходы. Легкое отношение к праву собственности на отходы тоже является одной из проблем, которая мешает развитию рециклинга в России.

На фоне слабой законодательной базы устрашающе выглядят сводки о миллиардах тонн отходов. Такие цифры появились совсем недавно. Причина проста – с недавнего времени к отходам стали относить и хвосты обогатительных предприятий, и отвалы горных пород при открытой добыче полезных ископаемых. Поясню, хвосты – это по сути техногенные месторождения, а вскрытие горных пород – это перемещение пустой породы с одного места на другое. Но по новым законам, если мы хоть на миллиметр подняли горную породу, то надо сначала пройти долгую бюрократическую процедуру – получить лимиты, разрешение на складирование отходов.

Не знаю, чем было обусловлено такое решение, не понимаю, зачем мы на реальные цифры отходов наслаиваем еще большее количество материала, который с точки зрения здравого смысла отходом не является.

Разработчики некоторых месторождений находятся в двойственном положении. Как вы знаете, мы уже начали перерабатывать хвосты техногенных месторождений, которые еще при Демидове разрабатывались. Сейчас – это месторождения. Запасы там богатые, объемы большие. И, скажите, кто в данном случае должен давать разрешение? Министерство природных ресурсов? Если речь идет о переработке отходов, включается совсем другой механизм получения разрешений на добычу и переработку.

С рециклингом ситуация не лучше, Мы знаем, что в Думе уже 10 лет без движения лежит документ об обращении ПЭТ бутылок, потому что в законе не прописан ясный механизм использования денег. Мировое сообщество пришло к тому, что рециклингом должны заниматься некоммерческие организации. Бюджетные деньги должны выделяться на ликвидацию отработавших свой ресурс изделий, которые необходимо утилизировать. И когда мы говорим об ответственности исполнителей, мы не имеем ввиду еще один источник пополнения бюджета. Конечно, такая возможность существует, но рассчитывать на нее не стоит. Главное - должен быть ясный механизм организации переработки отходов.

И таких примеров много. Считаю, что несогласованность законодательной базы очень мешает развитию процесса и должна быть немедленно ликвидированы.

Промышленная безопасность

news081222-1

С позиции лидера. "Спецназ" Газпрома. 50 лет.

Коллектив профессиональной аварийно-спасательной службы ООО «Газпром газобезопасность» на протяжении 50 лет обеспечивает противофонтанную безопасность на различных объектах нефтегазовой отрасли, в том числе и на континентальном шельфе РФ. «За этот период мы успешно ликвидировали более 120 фонтанов, при том что каждый фонтан не похож на другой, – рассказывает Анатолий СОРОКИН, генеральный директор компании. – По мере развития нашей профилактической службы количество фонтанов из года в год уменьшалось. За…

Государственный надзор

news240221-2.1

Выбросы сократятся вдвое

Возводимая на «Метафраксе» установка выделения СО2 с в составе строящегося комплекса по производству аммиака, карбамида и меламина (АКМ) станет тринадцатой по счету, но третьей по мощности извлечения углекислого газа в мире. В России равных ей нет и пока не предвидится. В настоящее время дымовые газы печей риформинга «Метафракса» являются основными источниками выделения СО2 в атмосферный воздух. – И хотя у нас в стране меры и обязательства для промышленных предприятий на законодательном уровне еще только…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news170520-1

Президент России утвердил новую Доктрину энергетической безопасности страны

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 утверждена новая Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации – документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Доктрина разработана Минэнерго России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями ТЭК во исполнение поручения Президента Российской Федерации. В новой Доктрине с учетом произошедших изменений в международной обстановке и…

Экология

news181219-2

Госдума запретила сжигать непереработанный мусор

Закон также уточняет вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду Госдума приняла закон, расширяющий понятие "утилизация отходов", он подразумевает плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также запрещает сжигать отходы до извлечения из них полезных свойств. Документ вступит в силу с 1 января 2020 года. "Третье чтение прошел документ, совершенствующий законодательство в сфере охраны окружающей среды. Он, в частности, запрещает сжигание отходов без предварительной переработки и…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…