Котлонадзор на службе страны

news220218-2175-летняя история старейшего специального надзора – котлонадзора (государственного надзора за безопасной эксплуатацией паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды) начинается 8 февраля 1843 года.
 
Система котлонадзора была необходима во все времена и во всех технически развитых странах. В России безопасность эксплуатации котлов контролировалась с 1843 года губернскими механиками, тогда же постановлением Правительства России в Устав фабричной и заводской инспекции было введено требование о соблюдении приложенных к Уставу особых Правил предосторожности при обращении с паровыми котлами, а с 1894 года надзор за котлами осуществлялся Фабрично-заводской инспекцией Министерства торговли и промышленности, которой были разработаны Правила по устройству и эксплуатации паровых котлов.
 
news220218-2.6Правила не только сыграли важную роль в организации и совершенствовании государственного надзора в России, но и внесли весомый вклад в дальнейшее развитие производства, совершенствование конструкции котлов, в создание новых материалов котлостроения. В соответствии с этими правилами котлы подвергались один раз в 2 года наружному осмотру и один раз в 6 лет – внутреннему осмотру и гидравлическому испытанию.
 
После Великой Октябрьской социалистической революции надзор за паровыми котлами был возложен на инспекцию котлонадзора Наркомтруда, где была организована специальная инспекция (1918 год). Она разрабатывала правила безопасного устройства и эксплуатации паровых котлов, сосудов, работающих под давлением, баллонов, подъемных кранов и лифтов и следила за соблюдением этих правил. Освидетельствование объектов и подъемных сооружений проводилось по вызову предприятий.
 
С 1933 года инспекция котлонадзора находилась в ведении ВЦСПС. К этому времени, кроме паровых котлов, инспекция контролировала сосуды, работающие под давлением, баллоны, трубопроводы пара и горячей воды и подъемные сооружения. В 1937 году контроль за объектами котлонадзора был возложен на наркоматы, при этом разработку единых правил и норм по котлонадзору поручали Наркомтяжпрому.
 
В связи с разделением Наркомтяжпрома на ряд промышленных наркоматов в 1937 году, в Наркомате электростанций и электропромышленности СССР, в ведении которого находились наиболее крупные котельные установки, была создана Главная государственная инспекция котлонадзора, на которую возложили ведение надзора на предприятиях двадцати наркоматов. С 1946 года Главная государственная инспекция котлонадзора была передана в ведение министерства электростанций СССР, а в 1954 году был образован Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР (Госгортехнадзор СССР). Главная государственная инспекция котлонадзора вошла в комитет на правах управления.
 
news220218-2.3
В апреле 1958 года Госгортехнадзор СССР был реорганизован в республиканские органы Госгортехнадзора. На базе Госгортехнадзора РСФСР в 1966 году образован союзно-республиканский Госгортехнадзор СССР.
 
Затем Госгортехнадзор СССР преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет СССР, после этого – в Государственный комитет СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике, далее – в Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров РСФСР (Госгортехнадзор РСФСР).
 
В сентябре и ноябре 1992 года Госгортехнадзор России реорганизован сначала в Федеральную службу России по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, а затем Указом Президента Российской Федерации от 12.11.92 № 1355 он стал именоваться Федеральным горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзор России).
 
В результате административной реформы федеральных органов исполнительной власти дважды меняется структура и Госгортехнадзора России: в марте 2004 год Федеральный горный и промышленный надзор России преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору. При этом функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности службы переданы Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации. Федеральной службе по технологическому надзору передавались функции по контролю и надзору преобразуемого Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и упраздняемого Министерства энергетики Российской Федерации, а затем Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2004 № 649 Федеральная служба по технологическому надзору преобразована в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
 
В связи с этим в Управление котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями был передан надзор за объектами газоснабжения и металлургическим надзором, получив название Управления технического надзора Ростехнадзора.
 
В 2006 году впервые за многолетнюю историю существования котлонадзора его функции были разделены. Функции надзора за оборудованием, работающим под давлением, переданы во вновь образованное Управление государственного энергетического надзора, а функции надзора за подъемными сооружениями – Управлению государственного строительного надзора. Однако уже в начале 2009 года происходит объединение родственных видов надзора в Управление строительного и общепромышленного надзора, а в 2010 году – очередная реорганизация, в результате которой образуется Управление государственного строительного надзора, в которое вошли отделы котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями, существующие и в настоящее время.
 
news220218-2.4В рамках совершенствования государственного нормативного регулирования безопасности объектов котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями в первой половине 90-х годов Госгортехнадзором России были разработаны и утверждены следующие правила: в 1992 году – Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов, действовавшие до 2002 году; Правила устройства и безопасной эксплуатации фуникулеров (наклонных подъемников); Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, действовавшие до 2000 года; в 1993 году – Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, действовавшие до 2003 года; Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных канатных дорог, действовавшие до 2003 года; в 1994 ггоду – Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, действовавшие до 2003 года; Правила устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов; в 1995 году – Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, действовавшие до 2003 года.
 
Однако на этом изменения, связанные с переработкой нормативной базы, не закончились, а фактически только начались. Новые формы собственности и отношений, появившиеся в государстве, резкий переход от планового хозяйства к рыночной экономике, изменение конституционных и законодательных норм послужили основой кардинального изменения законодательства, форм и методов надзорной деятельности. Возникла острая необходимость в переработке всего спектра требований безопасности, и прежде всего, в объединении основополагающих в единый документ. Таким документом стал принятый в 1997 году Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
 
Принятие Федерального закона № 116-ФЗ стало отправной точкой становления и развития нормативной правовой базы в области новой отрасли законодательства – законодательства в области промышленной безопасности. В развитие Федерального закона № 116-ФЗ были приняты постановления Правительства и иные нормативные правовые акты. Не осталось в стороне от этих процессов и направление котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями.
В указанный период Госгортехнадзором России были разработаны (переработаны), приняты и направлены на регистрацию в Минюст России практически все правила по направлению надзора за подъемными сооружениями: 1997 год – Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков; 1998 год – Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов; Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек), действовавшие до 2003 года; 1999 год – Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов; 2001 год – Правила устройства и безопасной эксплуатации платформ подъемных для инвалидов; 2002 год – Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников.
 
news220218-2.5Новым импульсом в работе Госгортехнадзора России по формированию нормативной правовой базы по промышленной безопасности, в том числе в области котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями, послужила реформа технического регулирования в Российской Федерации, начавшаяся в 2002 году с принятия Федерального закона «О техническом регулировании». Суть реформы технического регулирования сводилась к тому, что обязательные для исполнения требования безопасности должны устанавливаться нормативным правовым актом нового типа – техническим регламентом. До вступления в силу технических регламентов обязательные требования безопасности устанавливаются актами федеральных органов исполнительной власти, имеющими статус нормативных правовых. В целях обеспечения переходного периода разработки и принятия большого количества технических регламентов Госгортехнадзором России в 2003 году была проведена огромная работа по переутверждению и регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации правил, устанавливающих требования промышленной безопасности. В области котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями статус нормативных правовых актов в 2003 году приобрели: Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-558–03); Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог (ПБ 10-559–03); Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ 10-611–03); Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов (ПБ 10-574–03); Правила устройства безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576–03); Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573–03).
 
Расширяется и уточняется сфера деятельности котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями, и, как следствие, вводятся в действие новые правила устройства и безопасной эксплуатации и руководящие документы, устанавливающие требования к дымовым и вентиляционным промышленным трубам, платформам подъемным для инвалидов, буксировочным канатным дорогам, строительным подъемникам, контролю металла оборудования, работающего под давлением, и др.
 
Круг вопросов котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями, в отличие от других видов надзора в области промышленной безопасности, не входил напрямую в сферу деятельности ни одного министерства и ведомства. Объекты котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями – это наиболее распространенные во всех отраслях промышленности технические устройства. Правила котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями - это документы, в которых установлены требования промышленной безопасности ко всем стадиям жизненного цикла технического устройства: от проектирования до демонтажа. Сами названия правил говорят как раз об этом. Именно по этой причине «котлонадзорщики и подъемщики» принимали непосредственное участие в разработке (переработке) нормативных документов. Подтверждением признания их работы может служить и тот факт, что в рамках реформы технического регулирования Правительство Российской Федерации поручило Госгортехнадзору России организацию работ по разработке двух технических регламентов (в дальнейшем аналогичные функции в рамках технического регулирования Таможенного союза были возложены на Ростехнадзор).
Оба этих технических регламента входят в сферу котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями: «Технический регламент о безопасности лифтов», «Технический регламент о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением».
 
Высокие давления и температуры, коррозионное и эрозионное воздействие рабочей среды на стенки оборудования, а также применение в технологических процессах взрывопожароопасных и вредных для здоровья человека веществ определяют повышенные требования к обеспечению эксплуатационной надежности объектов котлонадзора. Длительная безопасная работа оборудования достигается выполнением комплекса требований при его изготовлении и эксплуатации, которые регламентируются правилами безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов; электродных котлов и электрокотельных; сосудов, работающих под давлением; трубопроводов пара и горячей воды. Положение указанных правил конкретизируется в нормативно-технических документах, которые определяют условия для качественного изготовления, монтажа или ремонта объектов котлонадзора, а также для обеспечения их безопасной эксплуатации.
 
Нормативная база надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора регулярно пополнялась документами, отвечающими современным требованиям безопасности.
 
Ростехнадзор осуществляет государственный надзор за монтажом, ремонтом, реконструкцией, эксплуатацией и техническим диагностированием опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С; осуществляет учет, анализ и проверку правильности технических расследований аварий, несчастных случаев и инцидентов на подконтрольных ОПО, на которых эксплуатируют котлы, сосуды, трубопроводы пара и горячей воды, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам расследований; проводит организационно-методическое руководство по внедрению систем управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах, на которых используются объекты котлонадзора.
 
Одной из главных задач Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору является контроль за подготовкой тепловых электростанций и котельных к работе в осенне-зимний период и мониторинг прохождения ими зимнего максимума нагрузок.
 
В связи с ростом числа оборудования, отработавшего нормативный срок службы, совместно с научно-исследовательскими и экспертными организациями разрабатываются методики технического диагностирования, позволяющие определить действительное состояние оборудования и принять грамотное решение о возможности и условиях его дальнейшей эксплуатации.
 
Таким образом, принимаемые Ростехнадзором России меры позволили поддерживать в течение последних десятилетий аварийность и травматизм при эксплуатации объектов котлонадзора на низком уровне.
 
Обеспечение безопасности объектов котлонадзора и подъемных сооружений было возможно благодаря высокому профессионализму работников котлонадзора. Используя свои инженерные знания, свой талант, они вносят большой вклад в совершенствование контрольно-надзорной деятельности, в создание безопасности техники и технологий.
 
По мере создания и внедрения новой техники и технологий будут расширяться и уточняться сферы деятельности надзорного органа, совершенствоваться нормативная правовая база по промышленной безопасности, в том числе в области котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями.

Промышленная безопасность

news081222-1

С позиции лидера. "Спецназ" Газпрома. 50 лет.

Коллектив профессиональной аварийно-спасательной службы ООО «Газпром газобезопасность» на протяжении 50 лет обеспечивает противофонтанную безопасность на различных объектах нефтегазовой отрасли, в том числе и на континентальном шельфе РФ. «За этот период мы успешно ликвидировали более 120 фонтанов, при том что каждый фонтан не похож на другой, – рассказывает Анатолий СОРОКИН, генеральный директор компании. – По мере развития нашей профилактической службы количество фонтанов из года в год уменьшалось. За…

Государственный надзор

news240221-2.1

Выбросы сократятся вдвое

Возводимая на «Метафраксе» установка выделения СО2 с в составе строящегося комплекса по производству аммиака, карбамида и меламина (АКМ) станет тринадцатой по счету, но третьей по мощности извлечения углекислого газа в мире. В России равных ей нет и пока не предвидится. В настоящее время дымовые газы печей риформинга «Метафракса» являются основными источниками выделения СО2 в атмосферный воздух. – И хотя у нас в стране меры и обязательства для промышленных предприятий на законодательном уровне еще только…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news170520-1

Президент России утвердил новую Доктрину энергетической безопасности страны

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 утверждена новая Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации – документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Доктрина разработана Минэнерго России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями ТЭК во исполнение поручения Президента Российской Федерации. В новой Доктрине с учетом произошедших изменений в международной обстановке и…

Экология

news181219-2

Госдума запретила сжигать непереработанный мусор

Закон также уточняет вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду Госдума приняла закон, расширяющий понятие "утилизация отходов", он подразумевает плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также запрещает сжигать отходы до извлечения из них полезных свойств. Документ вступит в силу с 1 января 2020 года. "Третье чтение прошел документ, совершенствующий законодательство в сфере охраны окружающей среды. Он, в частности, запрещает сжигание отходов без предварительной переработки и…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…