Как снизить энергоемкость экономики?

Российская экономика отличается чрезвычайно высокой энергоемкостью. Причем проблема внедрения энергоресурсосберегающих технологий в России заключаются не в отсутствии научных знаний и технологий, а в подмене рыночных отношений весьма неэффективными энергетическими регуляторами. Как улучшить ситуацию в данной сфере и повысить энергоэффективность предприятий?

1711-10

Александр Богданов,
главный технолог, начальник сектора аудита ТЭС и ЭС ЗАО «E4 СибКОТЭС» (Новосибирск)

В докладе ООН «О развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2009 г. Энергетика и устойчивое развитие» приведены данные о положении России в рейтинге стран по уровню энергоемкости ВВП в 2000 и 2006 гг. (см. рис. 1, 2).  «Энергоемкость ВВП в 2000-2008 гг. снижалась почти на 5% в год, что существенно выше, чем во многих странах мира. Однако, несмотря на быстрое снижение энергоемкости ВВП России в последние годы, в 2006 г. этот показатель был еще в 2,5 раза выше среднемирового уровня и 2,5-3,5 раза выше, чем развитых странах. По данным ЦЭНЭФ энергоемкость российского ВВП в 2008 г. снизилась на 4,5% , а в кризисные 2009-2010 гг. ее снижение замедлилось до 2-3 % в год.

Высокая энергоемкость российского ВВП – это не «цена холода», а наследство плановой экономики, от которого за 17 лет так и не удалось избавиться. Кстати, в царской России эффективность  использования энергии была в 3,5 раз выше, чем в Германии, в 3 раза выше, чем во Франции и Японии, в 4,4 выше, чем в Великобритании и США, и в 3,5 раза выше среднемировой».[1]

В этой статье разговор не о технических проблемах и не о научных разработках. Они известны более 30-40 лет и не внедряются. Как ни парадоксально, но трудности при внедрении энергоресурсосберегающих технологий в России заключаются не в отсутствии научных знаний и технологических решений, а  в подмене рыночных отношений Чрезвычайно Неэффективными Энергетическими Регуляторами (ЧНЭР). Фундаментальная причина в полном отсутствии принципов эффективного регулирования энергоемкости,  отсутствие как раздела такой экономической науки, как «Экономика энергетики России», «Экономика энергетики регионов».

Глобальная задача снижения энергоемкости российской экономики состоит из конкретных задач снижения энергоемкости каждого конкретного региона. С исчезновением плановой экономики исчезли учебники, а также специалисты, изучавшие и понимавшие экономику энергетики СССР по книгам С.П. Прузнера, А.Н. Златопольского, А.М. Некрасова, например, «Экономика энергетики СССР» (М.: Высшая школа», 1978). Как можно эффективно регулировать рыночные отношения, тарифы, не понимая принципов формирования затрат при производстве и потреблении энергии?

«Котел» с мутной водой

Уровень знаний сегодняшних экономистов – это «котловой метод» усреднения от 1970 г., применение дисконта, и как высший предел рыночного мышления – применение «завуалированной»,  методики RAB-регулирования, которая заключается в перекладывании на сегодняшних потребителей оплаты призрачной будущей эффективности. Такие понятия, как «управление спросом», анализ «маржинальных издержек» и тем более «процессинг топлива» при производстве энергии, «процессинг потерь» при транспорте энергии, – все это «китайская грамота», недоступная для современного менеджера от энергетики.

Причем, если технологи могут относительно легко понять несложные правила статистической экономики, то политизированные регуляторы-экономисты, не понимают суть и необходимость применения принципа неразрывности производства и потребления энергии (ПНППЭ) для снижения энергоемкости ВВП. С другой стороны, из-за отсутствия сформулированных принципов формирования тарифов, отражающих технологию производства энергии, и содержания мощности, технологам сложно разобраться в сформировавшейся десятилетиями противоречивой «рыночно-регулируемой» законодательной и нормативной документации.

Те, кто сегодня формирует тарифную политику российской энергетики, живут совсем по другим критериям. Только PR-акции, набор правильных заверений, подсказывания, рекомендации глобального характера, но при этом никаких ответственных решений по конкретным вопросам. А раз нет конкретных решений, значит, нет и конкретной ответственности. И так продолжается из года в год в течение десятилетий. Нечего пенять на «наследие плановой экономики». У плановой экономики есть чему учиться: и прежде всего, ответственности по конкретным показателям.

Также не стоит выдвигать лозунг о технологической отсталости нашего отечественного оборудования. Нет хозяина, нет спроса за безответственность. Только неспециалист или беспринципный руководитель объясняет свою неспособность к управлению в условиях  аномально холодных зим. Российские проекты всегда были выполнены по самым жестким нормативам, рассчитанным на самые суровые климатические условия. Старую технологию, конечно, надо своевременно менять, но от нее зависит не более 20% успеха. Остальные 80% роста энергоемкости, прежде всего, определяются неэффективным управлением регулируемой экономикой.

Истоками  чрезвычайно высокой энергоемкости (ЧВЭ) являются:

  • отсутствие измеряемых и учитываемых показателей энергоемкости;
  • отсутствие ответственности регулирующих органов за энергоемкость;
  • «реструктуризация» (девальвация) моральных ценностей развития нашего общества, таких как праведность, справедливость, честность. В нашем обществе сложилась такая система, где управляет не рынок, не план, не качество, а так называемый «котловой метод», где каждый амбициозный лидер сам себе формирует принципы, позволяя себе «ловить рыбку в котле с мутной водой» в меру своих реструктуризированных политических ценностей.

Одна из фундаментальных причин ЧВЭ заключена именно в отсутствии обоснованных правил, принципов ценообразования, породивших систему скрытого (технологического) и явного (социального) перекрестного субсидирования в энергетике. Формальное государственное регулирование и передовые показатели уровня энергоемкости – это взаимоисключающие понятия. Только борьба за рынок, только искренняя любовь к потребителю тепловой и электрической энергии, может заставить топ-менеджеров энергетики принимать ответственные решения. Именно принимать решения, а не владеть в совершенстве умением вовремя писать отписки, получать согласования ЧВЭ.

12 правил энергосбережения В.М. Бродянского

В качестве примера применения принципа высочайшей энергетической эффективности приведу без преувеличения золотые «12 правил энергосбережения В.М. Бродянского» – профессора Московского энергетического института, доктор технических наук.   За каждым из его 12 пунктов кроются глубочайшее понимание сути энергетического производства и практический опыт, основанный на фундаментальных знаниях. Именно эти правила и должны быть осмыслены и приняты для практического применения каждым квалифицированным технологом, эффективным собственником, эффективным регулятором.

Особая ценность «12-и правил Бродянского» заключается в применении непривычного для массового энергетика и массового регулятора понятия «эксергетические ресурсы». Эксергетические ресурсы и энергетические ресурсы, с точки зрения энергоемкости, это далеко не одно и тоже.[2] Однако «12 Правил Бродянского» касаются чисто технологической стороны конкретного энергетического производства и потребления энергии и не затрагивают вопросов оптимизации коллективного оптимума при потреблении энергетического ресурса в целом по крупному предприятию, городу, региону, стране в целом. Тут нужны принципы и методы экономического стимулирования снижения энергоемкости валового регионального продукта (ВРП), валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

Золотые «12 правил энергосбережения В.М. Бродянского»:

1. Занимайся совершенствованием энергетического хозяйства только в том случае, когда эта работа может дать, в конечном счете, существенный экономический либо экологический эффект.

2. Определи, какие потери эксергии в данном объекте могут быть устранены (технические), а какие нет (собственные). Занимайся только первыми и не трать время на вторые. Это правило, разумеется, не относится к случаю, когда производится радикальная замена объекта на новый, более совершенный.

3. Избегай использования как очень малых, так и очень больших разностей температур при теплопередаче. Первые приводят к необходимости значительно увеличивать рабочие поверхности аппаратов, вторые – к большим потерям эксергии. В первом приближении оптимальные разности температур между потоками должны быть пропорциональны средней абсолютной температуре.

4. Старайся свести к минимуму, а еще лучше исключить смешение потоков с разными температурами, давлениями или (и) концентрациями. Иногда это трудно сделать без радикального изменения технологии, например, при смешении кислорода с воздухом для обогащения доменного дутья, в других случаях цель может быть достигнута путем небольших изменений.

5. По возможности используй противоточные, а не прямоточные процессы как при теплопередаче, так и массопередаче и химических реакциях. При противотоке потери эксергии всегда меньше.

6. Не сбрасывай высокотемпературные потоки как вещества (жидкости или газа), так и тепла в окружающую среду. То же относится и к потокам с температурой существенно ниже, чем в окружающей среде. Лучше найти или создать потребителя (в своем хозяйстве или поблизости), нуждающегося в нагреве или охлаждении своих объектов. Таким путем можно в максимальной степени использовать полезный интервал температур потока.

7. Не забывай, что практически каждое изменение в любом месте технологической цепочки сказывается на характеристиках других ее звеньев. Нужно следить за тем, чтобы улучшение характеристик в одном месте не вызвало большего ухудшения в другом. В результате такого взаимодействия может произойти снижение эффективности системы в целом.

8. Помни, что стоимость эксергии всех видов тем больше, чем дальше расположен данный участок технологической цепи от ее начала (входа). Вот почему экономия в 1 кВт.ч в заключительных звеньях системы приведет к большему снижению общих затрат, чем экономия многих кВтч на начальных участках.

9. Обращай главное внимание на потери тех видов энергоносителей, которые обладают наиболее высокой эксергией, таких как: электроэнергия, высокотемпературные или низкотемпературные потоки (водяной пар высоких параметров, жидкие кислород и азот, сжатый воздух и т. д.).

10. Старайся по возможности использовать природные эксергетические ресурсы (солнечное излучение, ветер, низкую температуру воздуха в зимние месяцы и т. д.).

11. Рационально используй временные «провалы» в потреблении электроэнергии – не только непосредственно в производстве продукции, но и для аккумулирования эксергетических ресурсов (тепла, сжатого воздуха и др.).

Примечание. Работы по пунктам 1–11 могут дать нужные результаты, только если все мерить, учитывать и контролировать.

12. Будь осторожен с рекламой и предложениями новых «сверхэффективных» процессов, машин и систем. Тщательно проверяй их, особенно в тех случаях, когда авторы ссылаются на высокие научные авторитеты или, напротив, ниспровергают их.


[1] ООН Россия «Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2009 г. энергетика и устойчивое развитие». С. 96, рис. 5.1

[2] А.Б.Богданов. «Двойственная форма энергии» «ЭНЕРГОНАДЗОР», 2011, №1-2 (20) январь-февраль, с.11-13; http://www.exergy.narod.ru/nt2010-09.pdf.

Промышленная безопасность

news081222-1

С позиции лидера. "Спецназ" Газпрома. 50 лет.

Коллектив профессиональной аварийно-спасательной службы ООО «Газпром газобезопасность» на протяжении 50 лет обеспечивает противофонтанную безопасность на различных объектах нефтегазовой отрасли, в том числе и на континентальном шельфе РФ. «За этот период мы успешно ликвидировали более 120 фонтанов, при том что каждый фонтан не похож на другой, – рассказывает Анатолий СОРОКИН, генеральный директор компании. – По мере развития нашей профилактической службы количество фонтанов из года в год уменьшалось. За…

Государственный надзор

news240221-2.1

Выбросы сократятся вдвое

Возводимая на «Метафраксе» установка выделения СО2 с в составе строящегося комплекса по производству аммиака, карбамида и меламина (АКМ) станет тринадцатой по счету, но третьей по мощности извлечения углекислого газа в мире. В России равных ей нет и пока не предвидится. В настоящее время дымовые газы печей риформинга «Метафракса» являются основными источниками выделения СО2 в атмосферный воздух. – И хотя у нас в стране меры и обязательства для промышленных предприятий на законодательном уровне еще только…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news170520-1

Президент России утвердил новую Доктрину энергетической безопасности страны

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 утверждена новая Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации – документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Доктрина разработана Минэнерго России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями ТЭК во исполнение поручения Президента Российской Федерации. В новой Доктрине с учетом произошедших изменений в международной обстановке и…

Экология

news181219-2

Госдума запретила сжигать непереработанный мусор

Закон также уточняет вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду Госдума приняла закон, расширяющий понятие "утилизация отходов", он подразумевает плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также запрещает сжигать отходы до извлечения из них полезных свойств. Документ вступит в силу с 1 января 2020 года. "Третье чтение прошел документ, совершенствующий законодательство в сфере охраны окружающей среды. Он, в частности, запрещает сжигание отходов без предварительной переработки и…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…