Проблемы проектной подготовки горного производства

news040419-2news040419-2.1
При проведении XI специализированной выставки «ГОРНОЕ ДЕЛО/UralMining’18» состоялось очередное заседание Горно-металлургического совета Уральского федерального округа по теме «Обеспеченность проектирования предприятий горно-металлургического комплекса нормативной документацией».
 
Тематика заседания Совета сформулирована Общественным советом при Уральском управлении Ростехнадзора, которым было рекомендовано провести расширенное совещание с привлечением представителей горных предприятий и научной общественности по вопросам актуализации имеющейся методической базы проектирования и эксплуатации опасных производственных объектов.
 
Основная цель заседания: обсуждение проблем проектной подготовки горного производства и оценки актуальности действующей методической базы проектирования, в т.ч. соответствия федеральных норм и правил, регламентирующих процесс разработки проектов, современным условиям недропользования, а также полноты и непротиворечивости действующей нормативной документации, обеспечивающей экологическую и промышленную безопасность эксплуатации опасных производственных объектов.
 
При проведении совещания заслушаны:
  • коллективный доклад «О совершенствовании нормативно-методического обеспечения проектирования горных предприятий в интересах повышения эффективности и безопасности», основанный на материалах и предложениях специалистов ООО «Уральский филиал ОАО ВНИМИ», ЗАО «Горный проектно-строительный центр», ОАО «Уралмеханобр», ОАО Институт «Уралгипроруда», ОАО «Уралгипрошахт», ООО «Унипромедь – Инжиниринг», проектно-методический институт НПО УГГУ, ИГД УрО РАН (докладчик Корнилков С.В., президент Горнопромышленной ассоциации Урала и сопредседатель Горно-металлургическогосовета УрФО, г. Екатеринбург);
  • доклад «О перспективной роли вузовской и научной общественности в формировании и реализации нормативной базы проектирования предприятий горно-металлургического комплекса (докладчик Душин А.В., ректор УГГУ, г. Екатеринбург);
  • доклад «Об опыте внедрения зарубежного оборудования и работы с иностранными поставщиками» (докладчик Мальцев В.А., проф., д.т.н., УрФУ, г. Екатеринбург);
  • доклад «Разработка технологического регламента по креплению подземных горных выработок рудников с учетом влияния осложняющих факторов» (Лысенко О.В., ООО «НИЦ-ИПГП «РАНК», г. Мирный);
  • доклад «О практике разработки и согласования проектной документации в рамках действующей нормативной документации и законодательства РФ» (докладчики Власов А.В., ООО «СГП», Лушников Я.В., ООО «Геотехпроект», г. Екатеринбург, Пикалов В.А., ООО «НТЦ-Геотехнология», г. Челябинск).
Участники совещания констатировали, что основными задачами горнометаллургического комплекса остаются: непосредственное участие в разработке и реализации мер, обеспечивающих устойчивое развитие отраслей народного хозяйства в условиях нестабильной экономики; оптимизация внутреннего рынка сырья и оборудования; надежное обеспечение ресурсами отечественной промышленности; совершенствование нормативно-правовой основы разработки месторождений, налогообложения и ценообразования в горнометаллургическом комплексе; совершенствование форм и методов государственного регулирования в сфере горного и металлургического бизнеса.
 
Прошел более чем 30-летний срок, за который, как показала практика, требования нормативных документов, разработанных в 80-х годах прошлого века, оказались избыточными, в ряде случаев потеряли актуальность, что в свою очередь приводит в настоящее время к неоправданным затратам. Кроме того, в прошедший период выполнен ряд исследований, результатами которых целесообразно дополнить существующие нормативы.
 
Нормативно-правовая база для проектирования горнодобывающих предприятий датируется 1977–1986 годами. Значительные расхождения Градостроительного кодекса РФ, СНиПов, СанПиНов, Федерального закона об экологической экспертизе и других нормативных документов снижают оперативность в решении вопросов управления вследствие переизбытка административных барьеров.
 
Отмечается необходимость совершенствования методической базы проектирования и эксплуатации ОПО по профилактике эндогенных пожаров применительно к условиям отработки медноколчеданных месторождений подземным способом и разработка мероприятий по их предотвращению; обеспечению безопасности при производстве закладочных работ и разработке мероприятий по обеспечению необходимых свойств закладочных массивов и требованиям  закладочным массивам различных типов; предотвращению взрывов сульфидной пыли при отработке месторождений подземным способом; использованию на подземных рудниках самоходной техники; предотвращению несанкционированных взрывов и самовозгорания ВВ в скважинах в подземных рудниках и при открытой разработке; обеспечению безопасных условий подземного выщелачивания отходов разработки медноколчеданных месторождений;предупреждению и прогнозу горных ударов, креплению горных выработок; вентиляции подземных рудников; обоснованию потерь и разубоживания.
 
Как отметили участники совещания, основными группами комплексных проблемных вопросов, нуждающихся в урегулировании на уровне корректировки нормативно-методического обеспечения проектных работ, являются:
  • необходимость корректировки проектной документации в связи с отклонениями уровня добычи от установленной производственной мощности, в то время как допустимые отклонения не определены, однако вместе с тем приказом Ростехнадзора от 29.09.2017 № 401 «Об утверждении Требований к планам и схемам развития горных работ…» предусмотрено, что в планах и схемах указываются величины допустимых отклонений производительности и потерь при добыче полезных ископаемых. В практике согласования технических проектов разработки месторождений ЦКРТПИ Роснедр имеются примеры установления допустимых отклонений в форме процентного отклонения ежегодного объема добычи;
  • расхождение существа понятия «строительство», трактуемого Градостроительным кодексом РФ, с практикой и горной терминологией.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ст. 1) трактует: объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
 
При этом собственно строительство на объектах горных работ обозначается как выполнение горно-капитальных работ; обеспечение выхода на производственную мощность; строительство до конца отработки, пока не будет построен конечный контур карьера, что неправомерно. Следует разграничить понятия горно-строительных работ (до сдачи объекта в эксплуатацию) и эксплуатационных работ, а также привести критерии отнесения объектов горных работ к объектам строительства.
 
В актуализированных и вновь выдаваемых лицензиях на пользование недрами предусматривается, что уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых. При этом дублируются функции проекта строительства (ГК РФ, постановление 87) и технические проекты (постановление 118), проекты техперевооружения (ФЗ-116, ЭПБ), проекты обращения с отходами (ФЗ-174 «Об экологической экспертизе» (п. 7.2 ст. 11).
 
Поэтому рекомендуется унифицировать состав проектной документации и разрабатывать проектную документацию по видам работ: проектная документация на строительство, с согласованием в Главгосэкспертизе; технические проекты на разработку месторождений с прохождением экспертизы промышленной безопасности и согласованием в ЦКР РФ. Рекомендуется также разграничить нормативным документом полномочия экспертизы: по объекту проектирования, по составу проекта, по последовательности прохождения экспертиз.
 
Одним из актуальных обсуждавшихся вопросов является проектное обеспечение внедрения новых технологий. Поэтому в п. 25 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности при ведении горных работ и переработке полезных ископаемых (утв. приказом № 599 от 11.12.2013) рекомендуется разграничить понятия «технологический регламент на отработку» и «регламент технологического производственного процесса». Кроме того, апробацию и внедрение научных, технологических и технических разработок на действующих производствах рекомендуется осуществлять на базе техпроекта опытно-промышленных испытаний (ОПИ):
  • на срок до 3 лет;
  • при отсутствии объектов капитального строительства – с экспертизой промышленной безопасности программыметодики опытно-промышленных испытаний и проектной документации;
  • на локальном участке месторождения (рудное тело, блок, фланг и др.);
  • под контролем территориальных органов Ростехнадзора и авторским надзором;
  • при наличии ранее не предусмотренных объектов капитального строительства составляется проект опытно-промышленных испытаний (ОПИ) новой технологии (оборудования), который, помимо прохождения экспертизы промышленной безопасности, должен пройти Главгосэкспертизу.
Дальнейшее обсуждение показало, что при продлении срока действия проектов консервации и ликвидации опасных производственных объектов возникают неурегулированные процедурные вопросы: в частности, разработка дополнений и изменений с регистрацией в органах Ростехнадзора неосуществима, поскольку объект является выведенным из реестра опасных производственных объектов.
 
С целью повышения безопасности ведения горных работ, а также снижения затрат на поддержание горных выработок, в т.ч. за счет исключения издержек на перекрепление горных выработок и связанных с этим простоев технологического оборудования, рекомендуется разработка регламента (инструкции) по выбору типа и расчета параметров крепи горных выработок, регламентов по креплению горных выработок, основанных на данных отбора образцов пород (керна) и определения их физикомеханических свойств; видеоэндоскопического обследования скважин с целью выявления зон расслоения до влияния буровзрывных работ и после, оценки влияния осложняющих факторов на устойчивость приконтурного массива горных пород.
 
Введение новой инструкции по обоснованию границ горного отвода (ГО) и регистрация проектов ГО в органах Ростехнадзора вызывает ряд сложностей и требует отдельного обсуждения.
 
К сожалению, до сих пор некоторые территориальные органы Ростехнадзора требуют при построении уточненных границ горного отвода месторождений, добываемых с БВР, исключать такой фактор, как границы безопасного ведения горных и взрывных работ, (зона по БВР) и строить границы уточненного горного отвода по технической границе карьера, что противоречит ФЗ «О недрах» и п. 8 приказа Ростехнадзора от 01.11.2017 г. № 461.
 
Действующее законодательство не дает льгот недропользователю на упрощенное оформление участков, не входящих в границы ГО, а также на изъятие для нужд недропользования земельных участков за границами ГО.
 
Требуется изменение границ горного отвода по поверхности и их определение в соответствии с проектными решениями. Ряд объектов, связанных с пользованием недрами и предусмотренных проектными решениями, заведомо находится за границами ГО (ЛЭП, технологические дороги, внешние отвалы, промплощадки, угольные склады и др.). Подобное положение не позволяет выкупать участки по рыночной цене и дает возможность администрации районов завышать арендную плату за земельные участки в 10 и более раз.
 
Противоречия закона «О недрах» с Водным и Лесным кодексами приводят к отказам в оформлении и согласовании горных и земельных отводов, что особенно влияет на состояние сырьевой базы небольших и средних добывающих предприятий.
 
Требование пункта 11.1 приказа Ростехнадзора от 01.11.2017 № 461 отображать на топографическом плане горного отвода «…рельеф местности, постоянные предметы местности (ситуация местности), соответствующие текущему состоянию на площади горного отвода и расположенные на удалении не менее 2 км от границы горного отвода территориях» иногда невозможно обеспечить, если в радиусе 2 км имеются действующие предприятия, объекты Министерства обороны, режимные объекты, приграничные районы. Необходимо регламентировать порядок действий в этих случаях.
 
Рекомендации совета:
  • выйти с предложением в Ростехнадзор РФ и органы Главгосэкспертизы с инициативой об актуализации нормативной документации на проектирование горных объектов;
  • унифицировать состав разрабатываемой проектной документации по видам работ: проектная документация на строительство, с согласованием в Главгосэкспертизе; технические проекты на разработку месторождений с прохождением экспертизы промышленной безопасности и согласованием в ЦКР РФ;
  • разграничить нормативным документом полномочия экспертизы: по объекту проектирования, по составу проекта, по последовательности прохождения экспертиз;
  • уточнить понятия горно-строительных работ (до сдачи объекта в эксплуатацию) и эксплуатационных работ, разработать критерии отнесения объектов горных работ к объектам строительства;
  • определить механизм корректировки проектных решений в процессе эксплуатации горнодобывающих предприятий (необходимость инженерных изысканий, оценка решений с точки зрения промышленной безопасности и др.);
  • апробацию и внедрение научных, технологических и технических разработок на действующих производствах осуществлять на базе техпроекта опытнопромышленных испытаний (ОПИ), при этом разграничить понятия «технологический регламент на отработку» и «регламент технологического производственного процесса» (п. 25 ФНиП);
  • внести изменения в закон РФ «О недрах» с целью устранения неопределенности, возникающей в связи с отсутствием в нормативных актах конкретных оснований, позволяющих установление величины допустимых отклонений годовых объемов добычи и текущих потерь в планах и схемах развития горных работ. Рекомендовать в качестве верхней границы использовать производственную мощность, установленную проектом, которая может быть превышена только при соответствующем проектном обосновании и по согласованию с органами Ростехнадзора РФ. Отклонения в меньшую сторону не ограничиваются и определяются рыночными и экономическими факторами и регулируются при согласовании годовых планов без изменения проектной документации;
  • внести соответствующие уточнения в инструкцию по оформлению горных отводов (приказ Ростехнадзора РФ от 01.11.2017 № 461), исключающие разночтения при построении уточненных границ горного отвода месторождений, добываемых с применением буровзрывных работ, за пределами технической границы карьера по границе зоны разлета осколков без прироста запасов полезного ископаемого в целях исключения влияния на среду обитания и здоровье человека, а также для обеспечения сохранности запасов полезного ископаемого от необоснованной застройки площадей его залегания;
  • внести предложения в проект части 3 статьи 23.2. закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»: «Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после утверждения проектной документации для проведения указанных работ». В части безопасного использования подработанных горными работами территорий рекомендуется:
  • районирование территории РФ по риску катастроф на опасных и уникальных объектах, возникающих под воздействием технологических и природных процессов и явлений, протекающих в массиве горных пород и на поверхности, с целью принятия упреждающих мер на всех стадиях эксплуатации объектов недропользования;
  • организация работ по охране сооружений и природных объектов от вредного влияния процессов сдвижения горных пород, вызванных разработкой полезных ископаемых, и возврату в полезное использование ранее подработанных территорий.

Промышленная безопасность

news081222-1

С позиции лидера. "Спецназ" Газпрома. 50 лет.

Коллектив профессиональной аварийно-спасательной службы ООО «Газпром газобезопасность» на протяжении 50 лет обеспечивает противофонтанную безопасность на различных объектах нефтегазовой отрасли, в том числе и на континентальном шельфе РФ. «За этот период мы успешно ликвидировали более 120 фонтанов, при том что каждый фонтан не похож на другой, – рассказывает Анатолий СОРОКИН, генеральный директор компании. – По мере развития нашей профилактической службы количество фонтанов из года в год уменьшалось. За…

Государственный надзор

news240221-2.1

Выбросы сократятся вдвое

Возводимая на «Метафраксе» установка выделения СО2 с в составе строящегося комплекса по производству аммиака, карбамида и меламина (АКМ) станет тринадцатой по счету, но третьей по мощности извлечения углекислого газа в мире. В России равных ей нет и пока не предвидится. В настоящее время дымовые газы печей риформинга «Метафракса» являются основными источниками выделения СО2 в атмосферный воздух. – И хотя у нас в стране меры и обязательства для промышленных предприятий на законодательном уровне еще только…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news170520-1

Президент России утвердил новую Доктрину энергетической безопасности страны

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 утверждена новая Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации – документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Доктрина разработана Минэнерго России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями ТЭК во исполнение поручения Президента Российской Федерации. В новой Доктрине с учетом произошедших изменений в международной обстановке и…

Экология

news181219-2

Госдума запретила сжигать непереработанный мусор

Закон также уточняет вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду Госдума приняла закон, расширяющий понятие "утилизация отходов", он подразумевает плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также запрещает сжигать отходы до извлечения из них полезных свойств. Документ вступит в силу с 1 января 2020 года. "Третье чтение прошел документ, совершенствующий законодательство в сфере охраны окружающей среды. Он, в частности, запрещает сжигание отходов без предварительной переработки и…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…