Свобода выбора

Развитие нефтегазового комплекса невозможно без появления новых технологий. Однако их внедрение может вступить в противоречие с требованиями действующего законодательства в области промышленной безопасности. Вопросы модернизации промышленной безопасности широко обсуждаются на государственном уровне, и сегодня нефтяники прорабатывают инициативу по внесению изменений в законодательство в сфере нефтепереработки.

1711-12

Олег Николаенко,
начальник департамента производственной безопасности компании «Газпром нефть» (Москва)

Нормативная правовая база в области производственной безопасности (т.е. промышленной и пожарной безопасности, охраны труда, чрезвычайных ситуаций) нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств сложилась в 50-60-х годах ХХ века, путем «обобщений» руководств (инструкций) по эксплуатации закупаемых по импорту установок, большинство норм и правил безопасности по которым на сегодняшний день уже серьезно устарели. Действующая в России нормативная база регулирования безопасности формируется большим количеством органов государственной власти в более чем 3000 нормативных документов, в которых содержатся жесткие требования предписывающего характера к организационно-техническим параметрам производства. При этом законодательно регулируются технические параметры и задаются точные значения вплоть до необходимого расстояния между объектами, высоты оборудования, толщины его стенок и сроков освидетельствования.

Это свидетельствует об отсутствии гибкой системы нормативно-правового регулирования и указывает на необходимость изменения огромного количества нормативных правовых документов различной направленности.

Следствием такого регулирования для отрасли и хозяйственного комплекса страны являются:

  • превышение площадей строящихся технологических объектов по сравнению с зарубежными аналогами;
  • высокие затраты и длительные сроки реализации инвестиционных проектов. Стоимость строительства в России превышает аналогичные мировые показатели ориентировочно до 30% (в зависимости от объекта строительства и этапа его жизненного цикла);
  • неизбежность реализации энергоемких технических решений;
  • в то же время дополнительные затраты не улучшают показатели безопасности производств, в частности смертность, травматизм, аварийность в отрасли, значения которых хуже зарубежных аналогов в 2-3 раза.

Международный подход в области промышленной безопасности отличается от отечественного.

Например, бизнес в США имеет право выбора проектировать и строить в соответствии с любым стандартом, разработанным ассоциациями, аккредитованными Американским национальным институтом стандартов, или разработать собственный на основании методики анализа риска, при условии установленной государством цели - сделать производство безопасным.

При этом выполнение бизнесом требований безопасности в процессе проектирования и строительства, установленных в соответствующем выбранном стандарте, контролируется Администрацией США по охране труда и здоровья (OSHA).

Законодатель оставляет бизнесу свободу выбора пути  и способов достижения необходимого уровня безопасности и направляет бизнес к использованию более прогрессивных технологий и решений при проектировании и строительстве объекта.

В промышленно развитых зарубежных странах устанавливаются требования не к организационно-техническим параметрам производства, а к показателям безопасности. Перед субъектом производственной деятельности  устанавливается основная цель – устранить или смягчить последствия возможных аварий, что значит сделать производство безопасным. При этом критерии и способы достижения цели не устанавливаются.

Тем более, что современное развитие техники и технологии позволяет обеспечивать требуемый уровень безопасности альтернативными путями, а не каким-то единственно прописанным в нормативно-технических документах.

Приведем конкретные примеры. Отечественное законодательство предписывает обеспечивать защиту сосудов от разрушения при пульсации давления путем увеличения запаса прочности. Международная практика позволяет контролировать и управлять давлением в сосуде, используя автоматизированные системы управления технологическими процессами. При этом современные методы управления технологическими процессами позволяют поддерживать пульсацию давления в сосуде в пределах 1 атм. Использование альтернативного решения снижает металлоемкость конструкции и повышает уровень безопасности.

Российское законодательство устанавливает «безопасные» расстояния между соседними резервуарами. Международная практика рекомендует получать безопасные расстояния расчетным путем, например по критерию теплового потока и возможностей технических средств по охлаждению резервуаров и их аварийному опорожнению. Использование данного подхода позволяет снизить размер резервуарного парка и при этом обеспечить  необходимый уровень безопасности.

Хотелось бы отметить, что Минэнерго России на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России инициировало вопрос по оптимизации действующей нормативно-правовой базы в области регулирования безопасности и отказе от избыточных требований при обеспечении достаточного уровня безопасности.

По итогам заседания Комиссии от 23 марта 2010 года в Ханты-Мансийске, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев своим поручением определил ключевые подходы к совершенствованию нормативной правовой базы в области проектирования, строительства и эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса, в первую очередь нефте- и газоперерабатывающих производств, а именно:

  • изменение существующих требований к безопасности с учетом зарубежного опыта и современного развития техники и технологий, обеспечивающих необходимый уровень промышленной безопасности;
  • внедрение порядка проведения анализа риска на этапах проектирования, строительства и эксплуатации объектов нефтепереработки и нефтехимии.

В рамках реализации вышеуказанного поручения было сформировано соответствующее поручение Правительства Российской Федерации.

Учитывая международный опыт и особенности отечественного регулирования промышленной безопасности, предлагается в установленном законодательством порядке закрепить подход, предусматривающий:

  • добровольный характер выбора для бизнеса альтернатив организации процесса промышленной безопасности;
  • установление значений допустимого риска;
  • установление требований к методике оценки риска;
  • установление требования по реализации всех практически целесообразных мер, направленных на предупреждение аварии и смягчение ее последствий.

Предлагается в течение 3-5 лет установить переходный период, в течение которого бизнес будет иметь право выбрать для себя оптимальный вариант организации процесса промышленной безопасности – либо «предписание», либо «целеполагание». Затем – по результатам оценки реализации нового подхода будет принято решение о переходе на предлагаемое целеустанавливающее регулирование безопасности на основании методики анализа риска.

В рамках измененного нормативно-правового поля ключевые функции контроля и надзора в сфере промышленной безопасности по-прежнему остаются в сфере компетенции Ростехнадзора.

В новых условиях бизнес проектирует и строит уже в соответствии с разработанным внутренним стандартом по безопасности на основании методики анализа риска. При этом, выполнение бизнесом установленных в процессе проектирования компенсирующих мероприятий и соблюдение им установленных проектом пределов и условий по-прежнему контролируется Ростехнадзором.

В рамках предлагаемого подхода обеспечение безопасности и надзор за безопасностью производств перейдет на качественно новый уровень, его реализация позволит реально сделать наши предприятия более безопасными, снизить риски травмирования и гибели людей. При этом новый подход во многих аспектах коррелируется с разработанной Ростехнадзором Концепцией совершенствования государственной политики в сфере обеспечения промышленной безопасности.

Возможность внедрения нового подхода регулирования безопасности также может дать импульс для развития и других смежных отраслей промышленности, например: в машиностроении и приборостроении, в электронной и радиопромышленности, в финансовой сфере, при научно-технических разработках.

Промышленная безопасность

news081222-1

С позиции лидера. "Спецназ" Газпрома. 50 лет.

Коллектив профессиональной аварийно-спасательной службы ООО «Газпром газобезопасность» на протяжении 50 лет обеспечивает противофонтанную безопасность на различных объектах нефтегазовой отрасли, в том числе и на континентальном шельфе РФ. «За этот период мы успешно ликвидировали более 120 фонтанов, при том что каждый фонтан не похож на другой, – рассказывает Анатолий СОРОКИН, генеральный директор компании. – По мере развития нашей профилактической службы количество фонтанов из года в год уменьшалось. За…

Государственный надзор

news240221-2.1

Выбросы сократятся вдвое

Возводимая на «Метафраксе» установка выделения СО2 с в составе строящегося комплекса по производству аммиака, карбамида и меламина (АКМ) станет тринадцатой по счету, но третьей по мощности извлечения углекислого газа в мире. В России равных ей нет и пока не предвидится. В настоящее время дымовые газы печей риформинга «Метафракса» являются основными источниками выделения СО2 в атмосферный воздух. – И хотя у нас в стране меры и обязательства для промышленных предприятий на законодательном уровне еще только…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news170520-1

Президент России утвердил новую Доктрину энергетической безопасности страны

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 утверждена новая Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации – документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Доктрина разработана Минэнерго России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями ТЭК во исполнение поручения Президента Российской Федерации. В новой Доктрине с учетом произошедших изменений в международной обстановке и…

Экология

news181219-2

Госдума запретила сжигать непереработанный мусор

Закон также уточняет вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду Госдума приняла закон, расширяющий понятие "утилизация отходов", он подразумевает плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также запрещает сжигать отходы до извлечения из них полезных свойств. Документ вступит в силу с 1 января 2020 года. "Третье чтение прошел документ, совершенствующий законодательство в сфере охраны окружающей среды. Он, в частности, запрещает сжигание отходов без предварительной переработки и…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…