• tn0519 200
    № 5-6 (150-151) Май-Июнь 2019
  • tn0419 200
    № 4 (149), Апрель 2019
  • reg0219 200
    № 2 (64) Март-Апрель 2019
  • tn0319 200
    № 3 (149), Март 2019
  • gn0119 200
    № 1 (33), 2019 г.
  • reg0119 200
    № 1 (63) Январь-Февраль 2019
  • tn0219 200
    № 1-2 (146-147) Январь-Февраль 2019
  • tn1218 200
    № 12 (145) Декабрь 2018
  • en0618 200
    № 6 (106) Ноябрь-Декабрь 2018
  • gn0418 200
    № 4 (32) 2018 г.
  • reg0618 200
    № 6 (62) Ноябрь-Декабрь 2018
  • en0518 200
    № 5 (105) Сентябрь-Октябрь 2018
  • tn1118 200
    № 11 (144) Ноябрь 2018
  • reg0518 200
    № 5 (61) Сентябрь-Октябрь 2018
  • gn0318 200
    № 3 (31), 2018 г.
  • en0418 200
    № 4 (104) Июль-Август 2018

Проблемы проектной подготовки горного производства

news040419-2news040419-2.1
При проведении XI специализированной выставки «ГОРНОЕ ДЕЛО/UralMining’18» состоялось очередное заседание Горно-металлургического совета Уральского федерального округа по теме «Обеспеченность проектирования предприятий горно-металлургического комплекса нормативной документацией».
 
Тематика заседания Совета сформулирована Общественным советом при Уральском управлении Ростехнадзора, которым было рекомендовано провести расширенное совещание с привлечением представителей горных предприятий и научной общественности по вопросам актуализации имеющейся методической базы проектирования и эксплуатации опасных производственных объектов.
 
Основная цель заседания: обсуждение проблем проектной подготовки горного производства и оценки актуальности действующей методической базы проектирования, в т.ч. соответствия федеральных норм и правил, регламентирующих процесс разработки проектов, современным условиям недропользования, а также полноты и непротиворечивости действующей нормативной документации, обеспечивающей экологическую и промышленную безопасность эксплуатации опасных производственных объектов.
 
При проведении совещания заслушаны:
  • коллективный доклад «О совершенствовании нормативно-методического обеспечения проектирования горных предприятий в интересах повышения эффективности и безопасности», основанный на материалах и предложениях специалистов ООО «Уральский филиал ОАО ВНИМИ», ЗАО «Горный проектно-строительный центр», ОАО «Уралмеханобр», ОАО Институт «Уралгипроруда», ОАО «Уралгипрошахт», ООО «Унипромедь – Инжиниринг», проектно-методический институт НПО УГГУ, ИГД УрО РАН (докладчик Корнилков С.В., президент Горнопромышленной ассоциации Урала и сопредседатель Горно-металлургическогосовета УрФО, г. Екатеринбург);
  • доклад «О перспективной роли вузовской и научной общественности в формировании и реализации нормативной базы проектирования предприятий горно-металлургического комплекса (докладчик Душин А.В., ректор УГГУ, г. Екатеринбург);
  • доклад «Об опыте внедрения зарубежного оборудования и работы с иностранными поставщиками» (докладчик Мальцев В.А., проф., д.т.н., УрФУ, г. Екатеринбург);
  • доклад «Разработка технологического регламента по креплению подземных горных выработок рудников с учетом влияния осложняющих факторов» (Лысенко О.В., ООО «НИЦ-ИПГП «РАНК», г. Мирный);
  • доклад «О практике разработки и согласования проектной документации в рамках действующей нормативной документации и законодательства РФ» (докладчики Власов А.В., ООО «СГП», Лушников Я.В., ООО «Геотехпроект», г. Екатеринбург, Пикалов В.А., ООО «НТЦ-Геотехнология», г. Челябинск).
Участники совещания констатировали, что основными задачами горнометаллургического комплекса остаются: непосредственное участие в разработке и реализации мер, обеспечивающих устойчивое развитие отраслей народного хозяйства в условиях нестабильной экономики; оптимизация внутреннего рынка сырья и оборудования; надежное обеспечение ресурсами отечественной промышленности; совершенствование нормативно-правовой основы разработки месторождений, налогообложения и ценообразования в горнометаллургическом комплексе; совершенствование форм и методов государственного регулирования в сфере горного и металлургического бизнеса.
 
Прошел более чем 30-летний срок, за который, как показала практика, требования нормативных документов, разработанных в 80-х годах прошлого века, оказались избыточными, в ряде случаев потеряли актуальность, что в свою очередь приводит в настоящее время к неоправданным затратам. Кроме того, в прошедший период выполнен ряд исследований, результатами которых целесообразно дополнить существующие нормативы.
 
Нормативно-правовая база для проектирования горнодобывающих предприятий датируется 1977–1986 годами. Значительные расхождения Градостроительного кодекса РФ, СНиПов, СанПиНов, Федерального закона об экологической экспертизе и других нормативных документов снижают оперативность в решении вопросов управления вследствие переизбытка административных барьеров.
 
Отмечается необходимость совершенствования методической базы проектирования и эксплуатации ОПО по профилактике эндогенных пожаров применительно к условиям отработки медноколчеданных месторождений подземным способом и разработка мероприятий по их предотвращению; обеспечению безопасности при производстве закладочных работ и разработке мероприятий по обеспечению необходимых свойств закладочных массивов и требованиям  закладочным массивам различных типов; предотвращению взрывов сульфидной пыли при отработке месторождений подземным способом; использованию на подземных рудниках самоходной техники; предотвращению несанкционированных взрывов и самовозгорания ВВ в скважинах в подземных рудниках и при открытой разработке; обеспечению безопасных условий подземного выщелачивания отходов разработки медноколчеданных месторождений;предупреждению и прогнозу горных ударов, креплению горных выработок; вентиляции подземных рудников; обоснованию потерь и разубоживания.
 
Как отметили участники совещания, основными группами комплексных проблемных вопросов, нуждающихся в урегулировании на уровне корректировки нормативно-методического обеспечения проектных работ, являются:
  • необходимость корректировки проектной документации в связи с отклонениями уровня добычи от установленной производственной мощности, в то время как допустимые отклонения не определены, однако вместе с тем приказом Ростехнадзора от 29.09.2017 № 401 «Об утверждении Требований к планам и схемам развития горных работ…» предусмотрено, что в планах и схемах указываются величины допустимых отклонений производительности и потерь при добыче полезных ископаемых. В практике согласования технических проектов разработки месторождений ЦКРТПИ Роснедр имеются примеры установления допустимых отклонений в форме процентного отклонения ежегодного объема добычи;
  • расхождение существа понятия «строительство», трактуемого Градостроительным кодексом РФ, с практикой и горной терминологией.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ст. 1) трактует: объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
 
При этом собственно строительство на объектах горных работ обозначается как выполнение горно-капитальных работ; обеспечение выхода на производственную мощность; строительство до конца отработки, пока не будет построен конечный контур карьера, что неправомерно. Следует разграничить понятия горно-строительных работ (до сдачи объекта в эксплуатацию) и эксплуатационных работ, а также привести критерии отнесения объектов горных работ к объектам строительства.
 
В актуализированных и вновь выдаваемых лицензиях на пользование недрами предусматривается, что уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых. При этом дублируются функции проекта строительства (ГК РФ, постановление 87) и технические проекты (постановление 118), проекты техперевооружения (ФЗ-116, ЭПБ), проекты обращения с отходами (ФЗ-174 «Об экологической экспертизе» (п. 7.2 ст. 11).
 
Поэтому рекомендуется унифицировать состав проектной документации и разрабатывать проектную документацию по видам работ: проектная документация на строительство, с согласованием в Главгосэкспертизе; технические проекты на разработку месторождений с прохождением экспертизы промышленной безопасности и согласованием в ЦКР РФ. Рекомендуется также разграничить нормативным документом полномочия экспертизы: по объекту проектирования, по составу проекта, по последовательности прохождения экспертиз.
 
Одним из актуальных обсуждавшихся вопросов является проектное обеспечение внедрения новых технологий. Поэтому в п. 25 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности при ведении горных работ и переработке полезных ископаемых (утв. приказом № 599 от 11.12.2013) рекомендуется разграничить понятия «технологический регламент на отработку» и «регламент технологического производственного процесса». Кроме того, апробацию и внедрение научных, технологических и технических разработок на действующих производствах рекомендуется осуществлять на базе техпроекта опытно-промышленных испытаний (ОПИ):
  • на срок до 3 лет;
  • при отсутствии объектов капитального строительства – с экспертизой промышленной безопасности программыметодики опытно-промышленных испытаний и проектной документации;
  • на локальном участке месторождения (рудное тело, блок, фланг и др.);
  • под контролем территориальных органов Ростехнадзора и авторским надзором;
  • при наличии ранее не предусмотренных объектов капитального строительства составляется проект опытно-промышленных испытаний (ОПИ) новой технологии (оборудования), который, помимо прохождения экспертизы промышленной безопасности, должен пройти Главгосэкспертизу.
Дальнейшее обсуждение показало, что при продлении срока действия проектов консервации и ликвидации опасных производственных объектов возникают неурегулированные процедурные вопросы: в частности, разработка дополнений и изменений с регистрацией в органах Ростехнадзора неосуществима, поскольку объект является выведенным из реестра опасных производственных объектов.
 
С целью повышения безопасности ведения горных работ, а также снижения затрат на поддержание горных выработок, в т.ч. за счет исключения издержек на перекрепление горных выработок и связанных с этим простоев технологического оборудования, рекомендуется разработка регламента (инструкции) по выбору типа и расчета параметров крепи горных выработок, регламентов по креплению горных выработок, основанных на данных отбора образцов пород (керна) и определения их физикомеханических свойств; видеоэндоскопического обследования скважин с целью выявления зон расслоения до влияния буровзрывных работ и после, оценки влияния осложняющих факторов на устойчивость приконтурного массива горных пород.
 
Введение новой инструкции по обоснованию границ горного отвода (ГО) и регистрация проектов ГО в органах Ростехнадзора вызывает ряд сложностей и требует отдельного обсуждения.
 
К сожалению, до сих пор некоторые территориальные органы Ростехнадзора требуют при построении уточненных границ горного отвода месторождений, добываемых с БВР, исключать такой фактор, как границы безопасного ведения горных и взрывных работ, (зона по БВР) и строить границы уточненного горного отвода по технической границе карьера, что противоречит ФЗ «О недрах» и п. 8 приказа Ростехнадзора от 01.11.2017 г. № 461.
 
Действующее законодательство не дает льгот недропользователю на упрощенное оформление участков, не входящих в границы ГО, а также на изъятие для нужд недропользования земельных участков за границами ГО.
 
Требуется изменение границ горного отвода по поверхности и их определение в соответствии с проектными решениями. Ряд объектов, связанных с пользованием недрами и предусмотренных проектными решениями, заведомо находится за границами ГО (ЛЭП, технологические дороги, внешние отвалы, промплощадки, угольные склады и др.). Подобное положение не позволяет выкупать участки по рыночной цене и дает возможность администрации районов завышать арендную плату за земельные участки в 10 и более раз.
 
Противоречия закона «О недрах» с Водным и Лесным кодексами приводят к отказам в оформлении и согласовании горных и земельных отводов, что особенно влияет на состояние сырьевой базы небольших и средних добывающих предприятий.
 
Требование пункта 11.1 приказа Ростехнадзора от 01.11.2017 № 461 отображать на топографическом плане горного отвода «…рельеф местности, постоянные предметы местности (ситуация местности), соответствующие текущему состоянию на площади горного отвода и расположенные на удалении не менее 2 км от границы горного отвода территориях» иногда невозможно обеспечить, если в радиусе 2 км имеются действующие предприятия, объекты Министерства обороны, режимные объекты, приграничные районы. Необходимо регламентировать порядок действий в этих случаях.
 
Рекомендации совета:
  • выйти с предложением в Ростехнадзор РФ и органы Главгосэкспертизы с инициативой об актуализации нормативной документации на проектирование горных объектов;
  • унифицировать состав разрабатываемой проектной документации по видам работ: проектная документация на строительство, с согласованием в Главгосэкспертизе; технические проекты на разработку месторождений с прохождением экспертизы промышленной безопасности и согласованием в ЦКР РФ;
  • разграничить нормативным документом полномочия экспертизы: по объекту проектирования, по составу проекта, по последовательности прохождения экспертиз;
  • уточнить понятия горно-строительных работ (до сдачи объекта в эксплуатацию) и эксплуатационных работ, разработать критерии отнесения объектов горных работ к объектам строительства;
  • определить механизм корректировки проектных решений в процессе эксплуатации горнодобывающих предприятий (необходимость инженерных изысканий, оценка решений с точки зрения промышленной безопасности и др.);
  • апробацию и внедрение научных, технологических и технических разработок на действующих производствах осуществлять на базе техпроекта опытнопромышленных испытаний (ОПИ), при этом разграничить понятия «технологический регламент на отработку» и «регламент технологического производственного процесса» (п. 25 ФНиП);
  • внести изменения в закон РФ «О недрах» с целью устранения неопределенности, возникающей в связи с отсутствием в нормативных актах конкретных оснований, позволяющих установление величины допустимых отклонений годовых объемов добычи и текущих потерь в планах и схемах развития горных работ. Рекомендовать в качестве верхней границы использовать производственную мощность, установленную проектом, которая может быть превышена только при соответствующем проектном обосновании и по согласованию с органами Ростехнадзора РФ. Отклонения в меньшую сторону не ограничиваются и определяются рыночными и экономическими факторами и регулируются при согласовании годовых планов без изменения проектной документации;
  • внести соответствующие уточнения в инструкцию по оформлению горных отводов (приказ Ростехнадзора РФ от 01.11.2017 № 461), исключающие разночтения при построении уточненных границ горного отвода месторождений, добываемых с применением буровзрывных работ, за пределами технической границы карьера по границе зоны разлета осколков без прироста запасов полезного ископаемого в целях исключения влияния на среду обитания и здоровье человека, а также для обеспечения сохранности запасов полезного ископаемого от необоснованной застройки площадей его залегания;
  • внести предложения в проект части 3 статьи 23.2. закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»: «Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после утверждения проектной документации для проведения указанных работ». В части безопасного использования подработанных горными работами территорий рекомендуется:
  • районирование территории РФ по риску катастроф на опасных и уникальных объектах, возникающих под воздействием технологических и природных процессов и явлений, протекающих в массиве горных пород и на поверхности, с целью принятия упреждающих мер на всех стадиях эксплуатации объектов недропользования;
  • организация работ по охране сооружений и природных объектов от вредного влияния процессов сдвижения горных пород, вызванных разработкой полезных ископаемых, и возврату в полезное использование ранее подработанных территорий.

Происшествия, административная практика

news240519-2

Одобрен законопроект о сводных расчетах загрязнения атмосферного воздуха

Май 24, 2019
На заседании Правительства РФ был рассмотрен и одобрен проект федерального закона о сводных расчетах загрязнения атмосферного воздуха, представленный Минприроды России, сообщает пресс-служба ведомства. Глава Минприроды Д. Кобылкин доложил, что законопроект разработан во исполнение поручения Президента РФ и призван обеспечить решение задач федерального проекта «Чистый…

Выставки  

100х100 vvc2019     100х100 tatnf2019     NDT2019 100х100 vis

Партнеры