• gn0218 200
    № 2 (30), 2018 г.
  • tn0618 200
    № 6 (139) Июнь 2018
  • reg0318 200
    № 3 (59) Май-Июнь 2018
  • en0218 200
    № 2 (102) Март-Апрель 2018
  • tn0517 200
    № 5 (138) Май 2018
  • reg0218 200
    № 2 (58) Март-Апрель 2018
  • tn0418 200
    № 4 (137) Апрель 2018
  • gn0118 200
    № 1 (29), 2018 г.
  • reg0118 200
    № 1 (57) Январь-Февраль 2018
  • tn0318 200
    № 3 (136), Март 2018
  • en0118 200
    № 1 (101) Январь-Февраль 2018
  • tn0218 200
    № 1-2 (134-135), Январь-Февраль 2018
  • gn0417 200
    № 4 (28), 2017 г.
  • en1217 200
    № 11-12 (99-100) Ноябрь-Декабрь 2017
  • tn1217 200
    № 12 (133) Декабрь 2017
  • reg0617 200
    № 6 (56) Ноябрь-Декабрь 2017

Котлонадзор на службе страны

news220218-2175-летняя история старейшего специального надзора – котлонадзора (государственного надзора за безопасной эксплуатацией паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды) начинается 8 февраля 1843 года.
 
Система котлонадзора была необходима во все времена и во всех технически развитых странах. В России безопасность эксплуатации котлов контролировалась с 1843 года губернскими механиками, тогда же постановлением Правительства России в Устав фабричной и заводской инспекции было введено требование о соблюдении приложенных к Уставу особых Правил предосторожности при обращении с паровыми котлами, а с 1894 года надзор за котлами осуществлялся Фабрично-заводской инспекцией Министерства торговли и промышленности, которой были разработаны Правила по устройству и эксплуатации паровых котлов.
 
news220218-2.6Правила не только сыграли важную роль в организации и совершенствовании государственного надзора в России, но и внесли весомый вклад в дальнейшее развитие производства, совершенствование конструкции котлов, в создание новых материалов котлостроения. В соответствии с этими правилами котлы подвергались один раз в 2 года наружному осмотру и один раз в 6 лет – внутреннему осмотру и гидравлическому испытанию.
 
После Великой Октябрьской социалистической революции надзор за паровыми котлами был возложен на инспекцию котлонадзора Наркомтруда, где была организована специальная инспекция (1918 год). Она разрабатывала правила безопасного устройства и эксплуатации паровых котлов, сосудов, работающих под давлением, баллонов, подъемных кранов и лифтов и следила за соблюдением этих правил. Освидетельствование объектов и подъемных сооружений проводилось по вызову предприятий.
 
С 1933 года инспекция котлонадзора находилась в ведении ВЦСПС. К этому времени, кроме паровых котлов, инспекция контролировала сосуды, работающие под давлением, баллоны, трубопроводы пара и горячей воды и подъемные сооружения. В 1937 году контроль за объектами котлонадзора был возложен на наркоматы, при этом разработку единых правил и норм по котлонадзору поручали Наркомтяжпрому.
 
В связи с разделением Наркомтяжпрома на ряд промышленных наркоматов в 1937 году, в Наркомате электростанций и электропромышленности СССР, в ведении которого находились наиболее крупные котельные установки, была создана Главная государственная инспекция котлонадзора, на которую возложили ведение надзора на предприятиях двадцати наркоматов. С 1946 года Главная государственная инспекция котлонадзора была передана в ведение министерства электростанций СССР, а в 1954 году был образован Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР (Госгортехнадзор СССР). Главная государственная инспекция котлонадзора вошла в комитет на правах управления.
 
news220218-2.3
В апреле 1958 года Госгортехнадзор СССР был реорганизован в республиканские органы Госгортехнадзора. На базе Госгортехнадзора РСФСР в 1966 году образован союзно-республиканский Госгортехнадзор СССР.
 
Затем Госгортехнадзор СССР преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет СССР, после этого – в Государственный комитет СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике, далее – в Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров РСФСР (Госгортехнадзор РСФСР).
 
В сентябре и ноябре 1992 года Госгортехнадзор России реорганизован сначала в Федеральную службу России по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, а затем Указом Президента Российской Федерации от 12.11.92 № 1355 он стал именоваться Федеральным горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзор России).
 
В результате административной реформы федеральных органов исполнительной власти дважды меняется структура и Госгортехнадзора России: в марте 2004 год Федеральный горный и промышленный надзор России преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору. При этом функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности службы переданы Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации. Федеральной службе по технологическому надзору передавались функции по контролю и надзору преобразуемого Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и упраздняемого Министерства энергетики Российской Федерации, а затем Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2004 № 649 Федеральная служба по технологическому надзору преобразована в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
 
В связи с этим в Управление котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями был передан надзор за объектами газоснабжения и металлургическим надзором, получив название Управления технического надзора Ростехнадзора.
 
В 2006 году впервые за многолетнюю историю существования котлонадзора его функции были разделены. Функции надзора за оборудованием, работающим под давлением, переданы во вновь образованное Управление государственного энергетического надзора, а функции надзора за подъемными сооружениями – Управлению государственного строительного надзора. Однако уже в начале 2009 года происходит объединение родственных видов надзора в Управление строительного и общепромышленного надзора, а в 2010 году – очередная реорганизация, в результате которой образуется Управление государственного строительного надзора, в которое вошли отделы котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями, существующие и в настоящее время.
 
news220218-2.4В рамках совершенствования государственного нормативного регулирования безопасности объектов котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями в первой половине 90-х годов Госгортехнадзором России были разработаны и утверждены следующие правила: в 1992 году – Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов, действовавшие до 2002 году; Правила устройства и безопасной эксплуатации фуникулеров (наклонных подъемников); Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, действовавшие до 2000 года; в 1993 году – Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, действовавшие до 2003 года; Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных канатных дорог, действовавшие до 2003 года; в 1994 ггоду – Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, действовавшие до 2003 года; Правила устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов; в 1995 году – Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, действовавшие до 2003 года.
 
Однако на этом изменения, связанные с переработкой нормативной базы, не закончились, а фактически только начались. Новые формы собственности и отношений, появившиеся в государстве, резкий переход от планового хозяйства к рыночной экономике, изменение конституционных и законодательных норм послужили основой кардинального изменения законодательства, форм и методов надзорной деятельности. Возникла острая необходимость в переработке всего спектра требований безопасности, и прежде всего, в объединении основополагающих в единый документ. Таким документом стал принятый в 1997 году Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
 
Принятие Федерального закона № 116-ФЗ стало отправной точкой становления и развития нормативной правовой базы в области новой отрасли законодательства – законодательства в области промышленной безопасности. В развитие Федерального закона № 116-ФЗ были приняты постановления Правительства и иные нормативные правовые акты. Не осталось в стороне от этих процессов и направление котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями.
В указанный период Госгортехнадзором России были разработаны (переработаны), приняты и направлены на регистрацию в Минюст России практически все правила по направлению надзора за подъемными сооружениями: 1997 год – Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков; 1998 год – Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов; Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек), действовавшие до 2003 года; 1999 год – Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов; 2001 год – Правила устройства и безопасной эксплуатации платформ подъемных для инвалидов; 2002 год – Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников.
 
news220218-2.5Новым импульсом в работе Госгортехнадзора России по формированию нормативной правовой базы по промышленной безопасности, в том числе в области котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями, послужила реформа технического регулирования в Российской Федерации, начавшаяся в 2002 году с принятия Федерального закона «О техническом регулировании». Суть реформы технического регулирования сводилась к тому, что обязательные для исполнения требования безопасности должны устанавливаться нормативным правовым актом нового типа – техническим регламентом. До вступления в силу технических регламентов обязательные требования безопасности устанавливаются актами федеральных органов исполнительной власти, имеющими статус нормативных правовых. В целях обеспечения переходного периода разработки и принятия большого количества технических регламентов Госгортехнадзором России в 2003 году была проведена огромная работа по переутверждению и регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации правил, устанавливающих требования промышленной безопасности. В области котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями статус нормативных правовых актов в 2003 году приобрели: Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-558–03); Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог (ПБ 10-559–03); Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ 10-611–03); Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов (ПБ 10-574–03); Правила устройства безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576–03); Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573–03).
 
Расширяется и уточняется сфера деятельности котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями, и, как следствие, вводятся в действие новые правила устройства и безопасной эксплуатации и руководящие документы, устанавливающие требования к дымовым и вентиляционным промышленным трубам, платформам подъемным для инвалидов, буксировочным канатным дорогам, строительным подъемникам, контролю металла оборудования, работающего под давлением, и др.
 
Круг вопросов котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями, в отличие от других видов надзора в области промышленной безопасности, не входил напрямую в сферу деятельности ни одного министерства и ведомства. Объекты котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями – это наиболее распространенные во всех отраслях промышленности технические устройства. Правила котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями - это документы, в которых установлены требования промышленной безопасности ко всем стадиям жизненного цикла технического устройства: от проектирования до демонтажа. Сами названия правил говорят как раз об этом. Именно по этой причине «котлонадзорщики и подъемщики» принимали непосредственное участие в разработке (переработке) нормативных документов. Подтверждением признания их работы может служить и тот факт, что в рамках реформы технического регулирования Правительство Российской Федерации поручило Госгортехнадзору России организацию работ по разработке двух технических регламентов (в дальнейшем аналогичные функции в рамках технического регулирования Таможенного союза были возложены на Ростехнадзор).
Оба этих технических регламента входят в сферу котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями: «Технический регламент о безопасности лифтов», «Технический регламент о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением».
 
Высокие давления и температуры, коррозионное и эрозионное воздействие рабочей среды на стенки оборудования, а также применение в технологических процессах взрывопожароопасных и вредных для здоровья человека веществ определяют повышенные требования к обеспечению эксплуатационной надежности объектов котлонадзора. Длительная безопасная работа оборудования достигается выполнением комплекса требований при его изготовлении и эксплуатации, которые регламентируются правилами безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов; электродных котлов и электрокотельных; сосудов, работающих под давлением; трубопроводов пара и горячей воды. Положение указанных правил конкретизируется в нормативно-технических документах, которые определяют условия для качественного изготовления, монтажа или ремонта объектов котлонадзора, а также для обеспечения их безопасной эксплуатации.
 
Нормативная база надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора регулярно пополнялась документами, отвечающими современным требованиям безопасности.
 
Ростехнадзор осуществляет государственный надзор за монтажом, ремонтом, реконструкцией, эксплуатацией и техническим диагностированием опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С; осуществляет учет, анализ и проверку правильности технических расследований аварий, несчастных случаев и инцидентов на подконтрольных ОПО, на которых эксплуатируют котлы, сосуды, трубопроводы пара и горячей воды, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам расследований; проводит организационно-методическое руководство по внедрению систем управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах, на которых используются объекты котлонадзора.
 
Одной из главных задач Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору является контроль за подготовкой тепловых электростанций и котельных к работе в осенне-зимний период и мониторинг прохождения ими зимнего максимума нагрузок.
 
В связи с ростом числа оборудования, отработавшего нормативный срок службы, совместно с научно-исследовательскими и экспертными организациями разрабатываются методики технического диагностирования, позволяющие определить действительное состояние оборудования и принять грамотное решение о возможности и условиях его дальнейшей эксплуатации.
 
Таким образом, принимаемые Ростехнадзором России меры позволили поддерживать в течение последних десятилетий аварийность и травматизм при эксплуатации объектов котлонадзора на низком уровне.
 
Обеспечение безопасности объектов котлонадзора и подъемных сооружений было возможно благодаря высокому профессионализму работников котлонадзора. Используя свои инженерные знания, свой талант, они вносят большой вклад в совершенствование контрольно-надзорной деятельности, в создание безопасности техники и технологий.
 
По мере создания и внедрения новой техники и технологий будут расширяться и уточняться сферы деятельности надзорного органа, совершенствоваться нормативная правовая база по промышленной безопасности, в том числе в области котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями.

Происшествия, административная практика

news050618-3

АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» возместило ущерб, причиненный окружающей среде

Июнь 05, 2018
Сотрудники Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры в 2017 г. проверили соблюдение норм и требований природоохранного законодательства и законодательства о промышленной безопасности в АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз». В ходе контрольных мероприятий было установлено, что на трубопроводах, эксплуатируемых компанией, на протяжении 2016-2017 гг. происходили аварии. В…

Выставки  

Defectoskopy18 100x100     100x100 NDT2018     100x100 tnf2018     100х100 montajelectro2018     100x100 gce2018     ugolmining2018 100x100 

MetrolExpo 100x100     100х100 gnt2018     100x100 nec8

Партнеры